Администрация Изобильненского муниципального округа
Изобильненский муниципальный округ Ставропольского края

Прокурор разъясняет

Порядок расторжения трудового договора

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее – ТК РФ) обязанностью работодателя является соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Порядок прекращения трудовых отношений установлен статей 84.1 ТК РФ, согласно которой:

- прекращение трудового договора должно оформляться приказом (распоряжением) работодателя;

- с данным приказом (распоряжением) работник должен быть ознакомлен под роспись, а по его требованию работодатель обязан выдать надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, если такой приказ (распоряжение) невозможно довести до сведения работника либо работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) должна производится соответствующая запись;

- днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с законом, сохранялось место работы (должность);

- в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку (статья 66.1 ТК РФ), произвести с ним расчет, а также по его письменному заявлению выдать заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (статья 140 ТК РФ);

- запись в трудовую книжку и внесение информации в сведения о трудовой деятельности об основании и о причине прекращения трудового договора работодатель обязан производить в точном соответствии с формулировками Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи закона;

- в случае, если в день прекращения трудового договора, в связи с отсутствием работника либо его отказом от их получения, выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя невозможно, работодатель должен направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте или направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом. Со дня направления указанных уведомления или письма работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности у данного работодателя.

За нарушение порядка расторжения трудового договора для работодателя установлена административная ответственность по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа: на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 

Об увеличении размера штрафа за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах

С 11 августа 2023 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 31.07.2023 № 400-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11.1 и 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», увеличивающие сумму штрафа за проход по железнодорожным путям
в неустановленных местах.

Размер административного штрафа увеличен до 500 рублей, а в случае совершения данного нарушения в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области – до 1500 рублей.

Гражданин не может быть привлечен к административной ответственности за совершение вышесказанного правонарушения, если в пределах одного километра от места его перехода не имелось специально оборудованного для этого тоннеля, моста, пешеходного перехода, либо другого места, предусмотренного для прохода через железно-дорожные пути и обозначенное информационным знаком.

Переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами.

На станциях, где мостов и тоннелей нет, граждане должны переходить железнодорожные пути по настилам, а также в местах, где установлены указатели «Переход через пути».

Запрещается переходить пути на железнодорожных переездах при закрытом шлагбауме или показании красного сигнала светофора переездной сигнализации

При переходе через железнодорожные пути необходимо убедиться
в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов.

Свободный доступ граждан к водным объектам

Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

Ограничение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования является незаконным и влечет привлечение к ответственности
по ст. 8.12.1 КоАП РФ, а также по ст. 7.6 КоАП РФ.

В частности ст. 8.12.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей
или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Внесены изменения в Правила дорожного движения

В постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993
№ 1090 «О Правилах дорожного движения» внесены изменения, запрещающие использовать зимние шины в летнее время (июнь, июль, август).

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2023
№ 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждена новая редакция Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

За использование водителями летних шин зимой (декабрь, январь, февраль), а также шипованных шин, установленных на колеса в летние месяцы, виновные лица будут нести ответственность по ст. 12.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

Помимо этого, установлены дополнительные требования к автобусам, в том числе запрет на их эксплуатацию при наличии сквозной коррозии и разрушения пола в салоне.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств
к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» вступает в силу с 01.09.2023.

Незаконная свалка отходов на земельном участке

В соответствии с п. 1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Исходя из ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства
и потребления и другого негативного воздействия. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических правил.

Согласно п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации
«Об обращении с твердыми коммунальными отходами» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
с региональным оператором.

Таким образом, если земельный участок находится в частной собственности, то обязанность по уборке незаконной свалки ложится на правообладателя земельного участка независимо от его вины.

Обязанность по ликвидации незаконных свалок, находящихся на землях общего пользования, не принадлежащих кому-либо на каком-либо законном праве, несут органы местного самоуправления.

При установлении виновника, организовавшего свалку мусора, данное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на граждан в размере до 3 тысяч  рублей,
на должностных лиц до 30 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
до 50 тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц – до 250 тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

О порядке совместного владения, пользования и распоряжения имуществом общего пользования на территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд

Федеральным законом от 14.04.2023 № 123-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», скорректировано понятие «имущество общего пользования», под которым теперь понимается расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости и иные объекты, используемые для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории.

К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества отнесено принятие решения о передаче земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования, гражданам или организациям в аренду либо в безвозмездное пользование или об установлении сервитута в отношении такого имущества, а также определение условий использования такого имущества.

Земельные участки общего назначения смогут использоваться для газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, накопления и сбора ТКО, охраны территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также для занятий физической культурой и спортом, отдыха и укрепления здоровья граждан.

В соответствии с решением общего собрания членов товарищества допускается использование земельных участков общего назначения гражданами и организациями для реализации товаров, проведения работ и оказания услуг для нужд граждан, ведущих садоводство и огородничество. Для указанных целей на земельных участках общего назначения допускается возведение некапитальных строений, сооружений.

О расширении перечня экстремистских материалов, за распространение, производство или хранение которых предусмотрена административная ответственность

Статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность
за массовое распространение, производство или хранение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список, представляющий собой исчерпывающий перечень таких материалов, к которым решениями судов отнесены конкретные аудиозаписи, изображения, статьи, книги и т.д.

Федеральным законом от 13.06.2023 № 231-ФЗ «О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, в соответствии с которыми ответственность наступает не только
за распространение, производство или хранение материалов, внесенных
в вышеназванный список, но и иных материалов, отнесенных к экстремистским
в соответствии с Законом о противодействии экстремистской деятельности.

В качестве наказания санкцией данной статьи предусмотрен штраф до одного миллиона рублей, административный арест до 15 суток, с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Проведение общего собрания собственников посредством ГИС ЖКХ

Жилищное законодательство предусматривает возможность проведения заочной части голосования общего собрания собственников с использованием
ГИС ЖКХ (ст. 47.1 ЖК РФ), в случае, если такое решение принято на общем собрании.

Федеральным законом от 04.08.2023 № 441-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в порядок проведения общего собрания собственников (далее – ОСС) с помощью ГИС ЖКХ.

Предусмотрено, что администратором ОСС может быть как лицо из числа собственников жилья, так и иное лицо, имеющее право быть инициатором в силу положений ЖК РФ.

Все необходимые данные о проведении собрания администратор обязан разместить в течение 24 часов с момента их получения. Итоговый протокол ОСС также размещается в ГИС ЖКХ в течение в течение 24 часов с момента завершения голосования (ч.ч. 10, 11 ст. 47.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

Изменения вступили в силу с 15.08.2023.

С 1 сентября 2023 такси будут работать по новым правилам

С 01.09.2023 вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ
«Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Федеральным законом предусмотрено наличие специального разрешения для работы перевозчиком легкового такси не только для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, занимающихся этим видом деятельности,
но и для физических лиц, работающих самостоятельно (ч. 1 ст. 3 Федерального закона).

Для получения такого разрешения физическое лицо (гражданин) должно соответствовать определенным требованиям (ст. 11 Федерального закона):

- иметь водительское удостоверение категории «В» и стаж вождения не менее 3-х лет;

- состоять на налоговом учете и применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (налог для самозанятых).

Для работы в такси не допускаются граждане, имеющие судимость
за преступления, перечень которых предусмотрен ст. 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с новым законом в салоне легкового такси в обязательном порядке подлежит размещению следующая информация (ч. 3 ст. 9 Федерального закона):

- государственный регистрационный номер транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

- наименование перевозчика;

- номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси;

- сведения о предоставлении перевозчику разрешения и сроке действия разрешения;

- абонентский телефонный номер перевозчика для приема жалоб и предложений;

- фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя легкового такси;

- абонентский телефонный номер уполномоченного органа.

Для повышения безопасности перевозок постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2023 № 908 «Об утверждении норм рабочего времени, времени отдыха, норм времени управления транспортным средством для физических лиц, Правил учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством физическими лицами и о внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» установлен лимит рабочего времени для водителей такси.

О некоторых вопросах антикоррупционного законодательства

04.08.2023 начал действовать Федеральный закон от 24.07.2023
№ 354-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи
7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений
в 2022 и 2023 годах».

Так, Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дополнен статьей 30.4 - Особенности приватизации жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, предусматривающей, что жилые помещения, поступившие
в жилищный фонд Российской Федерации на основании судебных актов, в случаях, если такие жилые помещения были признаны имуществом, полученным
в результате совершения коррупционных правонарушений, или если в отношении таких жилых помещений не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы, и при этом рыночная стоимость жилого помещения на вторичном рынке жилья превышает в два раза и более денежную сумму, определенную исходя из размера общей площади, умноженного
на установленный по официальным данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, показатель средней цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему субъекту Российской Федерации, приватизируются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Указанные жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации подлежат приватизации путем продажи на аукционе (ч. 2 ст. 30.4 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного
и муниципального имущества»).

Расширен перечень лиц, имеющих право на переход с платного обучения на бесплатное

Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 09.08.2023 № 776 в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.06.2013 № 443, регулирующий порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, внесены изменения, согласно которым право на такой переход предоставлено детям лиц, принимающих или принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

При решении вопроса о переводе таких детей они не должны иметь
на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения (п. 6 приказа Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального
и высшего образования, с платного обучения на бесплатное»).

Внесенными изменениями также предусмотрено, что участники специальной военной операции, не имеющие на момент подачи заявления на переход академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, переводятся на вакантные бюджетные места, перераспределенные в соответствии с Правилами перераспределения вакантных мест, имеющихся в образовательной организации и финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2023 № 1292.

Участник специальной военной операции, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в образовательную организацию, в которой
он обучается, заявление на переход на имя руководителя образовательной организации и документ, подтверждающий участие в специальной военной операции. (п. 6(1) приказа Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443
«Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся
по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное»).

Изменения вступают в силу с 01.09.2023 и действуют до 31.08.2024.

Удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» утверждены: 

- единый образец бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

- описание бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

- Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Удостоверение является документом, подтверждающим право лица на меры социальной поддержки, в том числе предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Ответственность лиц за неоказание содействия военным комиссариатам

Федеральным законом от 31.07.2023 № 404-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, глава 19 Кодекса дополнена статьей 19.38, предусматривающей административную ответственность в виде штрафа за неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки, а также за неисполнение обязанности по организации или обеспечению поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации.

Также претерпели изменения статьи 21.1, 21.4, и 21.5, предусматривающие санкции за неоповещение граждан о вызове (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, непредставление сведений, необходимых для ведения воинского учета и неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету (неявка гражданина без уважительной причины по повестке, несообщение гражданином об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией).

Указанные изменения вступили в законную силу 01.10.2023.

Определена величина прожиточного минимума на 2024 год

Постановлением Правительства Ставропольского края от 14.09.2023 № 350 
с 01.01.2024 устанавливается величина прожиточного минимума в целом по краю в расчете на душу населения в размере 13 753 рубля, для трудоспособного населения – 14 991 рубль, для пенсионеров – 12 608 рублей, для детей – 13 975 рублей.

Обязанности управляющей компании при подготовке к отопительному сезону 

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
 от 13.08.2006 № 491, определен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества
в многоквартирном доме (далее – Минимальный перечень).

Согласно п.п. 8-19 Минимального перечня в общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах входят:

проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);

постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;

контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);

восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;

контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;

переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока;

промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе;

очистка и промывка водонапорных баков;

проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов;

промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.

В Минимальный перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах, включены: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления; промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.

Приведенный перечень работ не является исчерпывающим. Владельцы квартир могут дополнять перечень работ. Для этого организуют общее собрание собственников и представителей управляющей компании. На нем проводят голосование на внесение дополнительных работ.

Объекты культурного наследия

Объекты культурного наследия — это объекты недвижимого имущества
и иные объекты, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Министерство культуры РФ осуществляет ведение «Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», который размещен в свободном доступе на официальном сайте министерства в сети-Интернет. Объекты культурного наследия делятся на муниципальные (местные), региональные и федеральные.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно части 5 статьи 3 Закона «Об объектах культурного наследия» объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений; объекты археологического наследия.

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов.

За нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия установлена уголовная и административная ответственность.  

Уголовная ответственность предусмотрена по статье 243 УК РФ по фактам уничтожения или повреждения объектов культурного наследия.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон их охраны (статья 7.13 КоАП РФ), а также организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (статья 7.14 КоАП).

Ответственность за осуществление строительства без разрешительных документов

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации для производства строительных работ, затрагивающих конструктивные элементы и иные характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, необходимо получение разрешения на строительство (реконструкцию).

Статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации закрепляет, что разрешение на строительство является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Ответственность за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрена частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях с наложением штрафа до 1 000 000 рублей.

Помимо этого созданные на земельном участке, не предоставленном
в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с иным нарушением градостроительных и строительных норм
и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование
о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки, признается в соответствии со статьей
222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой.

Использование самовольной постройки не допускается.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о приведении
ее в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо
в определенных случаях органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной законом.

Об освобождении от уголовной ответственности за дачу взятки

Примечанием к ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность освобождения лица от уголовной ответственности за дачу взятки если указанное лицо: активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица; после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Под активным способствованием раскрытию и расследованию преступления понимается совершение действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц, обнаружение имущества, являющегося предметом взятки.

Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель.

Однако добровольным не является заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления.

При отсутствии одного из двух вышеуказанных обязательных условий лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности.

Само по себе освобождение от уголовной ответственности указанного лица не означает отсутствие в его действиях состава преступления, в связи с чем такое лицо не может признаваться потерпевшим и претендовать на возвращение ценностей, переданных в качестве предмета взятки.

Нормы, регулирующие деятельность гаражных кооперативов

С 01.10.2023 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 79-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий деятельность гаражных объединений, а также устанавливающий права и обязанности для их участников.

Указанный закон устанавливает понятия гаража, гаражного комплекса, территории гаражного назначения, организационно-правовые формы объединений собственников (гаражный кооператив и товарищество), порядок создания, управления, ликвидации объедений собственников, зоны их компетенции
и ответственности; права и обязанности членов гаражных объединений, долю каждого собственника в общем имуществе, перечень общего имущества.

Защита имущественных прав потерпевших, пострадавших от преступлений, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

Уровень киберпреступности в России остается стабильно высоким. Практически половину таких преступлений составляют мошенничества, направленные на хищение денежных средств граждан путем их зачисления
 на банковские счета третьих лиц, с использованием средств мобильной связи либо сети «Интернет».

Согласно положениям ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Это правило применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать наличие обстоятельств,
в силу которых неосновательное обогащение не подлежит возврату, либо
то, что денежные средства или иное имущество получены обоснованно
и неосновательным обогащением не являются, возлагается на ответчика.

В ходе рассмотрения заявленных при указанных обстоятельствах исков ответчики – номинальные владельцы счетов доказательств наличия законных оснований для приобретения денежных средств представить не могут, в связи
 с чем суды выносят решения в пользу потерпевших.

Таким образом, потерпевшие от преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий даже при неустановлении подлежащего привлечению к уголовной ответственности лица эффективно могут защищать свои права и возместить причиненный ущерб с владельцев счетов, на которые осуществлены переводы денежных средств.

При расчете пособия по безработице исчисление среднего заработка будет осуществляться по новым правилам

Утверждены правила, определяющие порядок исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы) в целях, предусмотренных Законом о занятости населения.
Правила предусматривают особенности определения расчетного периода, если, например, в каком-либо из месяцев расчетного периода у гражданина отсутствовал доход (сведения о доходе) и (или) имелся период временной нетрудоспособности, а также изменяется подход к применению сведений о доходах гражданина, учитываемых при расчете пособий.
Кроме того, вносятся изменения в Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
В числе прочего устанавливается правило подбора подходящей работы с учетом рекомендаций о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Также правилами уточняется дата явки в центр занятости населения для перерегистрации в качестве безработных граждан с учетом транспортной доступности в регионе.

Право детей военнослужащих и детей граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, на первоочередной прием в государственные и муниципальные общеобразовательные и дошкольные образовательные организации и летние оздоровительные лагеря


Для детей указанных категорий лиц, а также детей сотрудников Росгвардии, погибших (умерших) при выполнении задач в специальной военной операции либо позднее указанного периода, но вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции, сохраняется право на получение во внеочередном порядке мест в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях по месту жительства их семей, а также мест в летних оздоровительных лагерях.

О беззаявительном порядке установления и пересчета фиксированной выплаты к страховой пенсии жителям Крайнего Севера и сельхозработникам

С учетом изменений законодательства о страховых пенсиях изменения внесены: в правила выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 
№ 249, а также в правила выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. № 1441.
Согласно постановлению установление повышения фиксированной выплаты и ее пересчет будут осуществляться на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования РФ (СФР).


Минтруд обновил порядок обращения за назначением ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка

Порядок приведен в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2017 
№ 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», согласно которому установленная законом ежемесячная денежная выплата будет назначаться только в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и только в случае, если этот ребенок родится до 01.01.2023. 
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.12.2017 
№ 889н утверждены порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи 
с рождением (усыновлением) первого ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.

Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения договора участия в долевом строительстве в случае одностороннего отказа стороны такого договора от его исполнения

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ 
«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) договор заключается 
в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Застройщик и участник долевого строительства вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ. В случае одностороннего отказа одной из сторон договора от исполнения договора договор считается расторгнутым со дня направления другой стороне уведомления 
об одностороннем отказе от исполнения договора.
Пунктом 1 статьи 333.16 НК РФ установлено, что государственной пошлиной признается сбор, взимаемый за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, 
за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Положениями подпункта 30 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ определяется размер государственной пошлины за государственную регистрацию договора, 
а также соглашения об изменении или о расторжении договора, уступки прав требования по договору, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, из буквального толкования комментируемых норм следует, что при расторжении договора на основании одностороннего отказа стороны договора от его исполнения государственная пошлина не уплачивается.

Федеральный закон от 24.06.2023 № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» 

Федеральным законом от 24.06.2023 № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» закреплены правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, заключивших контракт о прохождении военной службы 
в Вооруженных Силах РФ в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.
Гарантии распространяются на лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, лиц, совершивших преступления, в отношении которых осуществляется предварительное расследование, лиц, имеющих судимость, в том числе отбывших наказание или условно-досрочно освобожденных.
Статьей 3 Федерального закона от 24.06.2023 № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» предусмотрено, что освобождение от ответственности возможно 
в связи с получением государственной награды либо в связи с увольнением 
с военной службы по основаниям, предусмотренным пп. а, в, о п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Контроль за их поведением до момента их освобождения от ответственности будет осуществляться командованием воинских частей (учреждений).
Действие настоящего Федерального закона также распространяется 
на правоотношения, связанные с прохождением военной службы лиц, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей до 30.09.2022.

О предельном сроке для окончания исполнительного производства в случае фактического погашения долга

Федеральным законом от 24.06.2023 № 263-ФЗ «О внесении изменений 
в статью 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также фактического исполнения 
за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство, постановление об окончании исполнительного производства выносится в течение трех дней со дня поступления из ГИС ГМП информации об уплате должником задолженности в полном объеме.
Установлен трехдневный срок для вынесения постановления об окончании исполнительного производства в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые меры 
по его отысканию оказались безрезультатными. 
Федеральным законом от 24.06.2023 № 263-ФЗ «О внесении изменений 
в статью 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вступает 
в силу с 01.07.2024.

О повороте исполнения решения суда

Федеральным законом от 24.06.2023 № 279-ФЗ «О внесении изменения
в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» в ГПК РФ внесены изменения, ограничивающие по некоторым категориям дел поворот исполнения решения суда, отмененного по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации дополнен 
ст. 445.1, устанавливающей порядок поворота исполнения судебного постановления, отмененного по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Так, в случае отмены судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, о взыскании вознаграждения 
за использование прав на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, 
о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца, поворот исполнения судебного постановления не допускается.
 

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
от 27.06.2023 № 35-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго Постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко»

Конституционный суд Российской Федерации указал на недопустимость оплаты сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника без начисления компенсационных и стимулирующих выплат.
Положения части первой статьи 152 Трудового кодекса РФ признаны 
не соответствующими Конституции РФ и ее статьям, поскольку они допускают оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат.
Необходимо исходить из того, что предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, начисляемые к тарифной ставке либо окладу (должностному окладу) работника, являются неотъемлемой частью оплаты его труда и должны начисляться за все отработанное работником время. В ином случае работник при расчете оплаты за сверхурочную работу лишается права на получение соответствующих дополнительных выплат, что влечет недопустимое снижение причитающегося ему вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, но в пределах установленной продолжительности рабочего времени.


Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2023 N 36-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 24 и пункта 5 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Школьник А.А.»

Рассмотрение мировым судьей заявления о преступлении частного обвинения не зависит от принятия органами предварительного расследования решения об отказе в возбуждении уголовного дела по тому же обвинению в отношении того же лица.
Конституционный Суд РФ признал часть четвертую статьи 24 и пункт 5 части первой статьи 27 УПК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают прекращения судом уголовного дела и уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам частного обвинения при наличии неотмененного постановления органа предварительного расследования об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении того же лица по тому же обвинению.

О залоге вещей 

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 23 
«О применении судами правил о залоге вещей» даны разъяснения о применении судами правил о залоге вещей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 335 ГК РФ залогодателем может быть 
как сам должник, так и третье лицо, не являющееся стороной обеспеченного обязательства. К отношениям между залогодателем – третьим лицом, должником и залогодержателем применяются правила о поручительстве, закрепленные 
в статьях 364-367 ГК РФ, если законом или соглашением между соответствующими лицами не предусмотрено иное
Признано не подлежащим применению постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге».

О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих подсудность уголовного дела 

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 27.06.2023 № 22 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих подсудность уголовного дела» разъяснены нормы УПК РФ о подсудности уголовного дела.
Подсудность уголовного дела определяется в соответствии с частью 2 статьи 32 УПК РФ в тех случаях, когда преступное деяние состоит из нескольких действий, совершенных на различных территориях, и местом окончания такого преступления является место совершения последнего из указанных действий. Внимание судов обращается на то, что уголовное дело в отношении одного лица, совершившего несколько равнозначных по тяжести преступлений, но на различных территориях, либо уголовное дело в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько таких преступлений в соучастии, рассматривается в суде, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено последнее преступление.

О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции 
 

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 25 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2012 № 26 «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» актуализированы разъяснения норм УПК РФ о производстве в суде апелляционной инстанции.
В частности, законом предусмотрен различный порядок производства по уголовному делу в суде апелляционной инстанции в зависимости от того, является обжалуемое судебное решение итоговым либо промежуточным.
В случаях, когда участие защитника в судебном заседании суда апелляционной инстанции обязательно, осужденный (оправданный) в любой момент производства по делу в суде апелляционной инстанции вправе отказаться от помощи защитника.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie