В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, адресованная неопределенному кругу лиц и распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств в целях привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания к нему интереса и его продвижения на рынке.
Особенности рекламы, распространяемой по сетям электросвязи, закреплены в статье 18 Федерального закона «О рекламе».
Указанная норма в качестве способов распространения по сетям электросвязи рекламы допускает ее распространение посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
В силу Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2607, под спамом понимается телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту или пользователю без предварительного согласия.
Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если распространитель рекламы не докажет, что такое согласие было получено.
Распространитель рекламы обязан незамедлительно прекратить ее распространение в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Законодательство также запрещает использовать сети электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора или набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 тыс. рублей, на должностных лиц – от 20 до 100 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 тыс. до 1 млн рублей.
Кроме этого, законом ответственность за недобросовестную рекламу услуг по предоставлению кредитов и займов распространена на микрофинансовые организации, увеличены размеры штрафов за указанное правонарушение. Размер штрафа составляет: для должностных лиц – от 40 до 100 тыс. рублей; для юридических лиц – от 600 тыс. до 1,6 млн рублей.
Изменения вступили в силу с 17.04.2024.